ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И СЕМЕЙ, ПОПАВШИХ В ТРУДНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ

 

«ВО ИМЯ СЧАСТЬЯ РЕБЕНКА»

 

 

Пояснительная записка

 

Семья – основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне. Ребёнок – надежда и опора родителей, они вправе надеяться на помощь и поддержку в будущем, на уважительное отношение к себе. Ребёнок должен расти и развиваться в атмосфере любви и поддержки, свободной от любых форм насилия.

В настоящее время во многих семьях актуально отсутствие взаимопонимания между детьми и родителями. Незнание и неумение использовать конструктивные способы общения; бешеный ритм жизни и вследствие этого нехватка времени для того, чтобы вечером просто посидеть, друг с другом рядом, и поделиться впечатлениями, приводят к разногласиям и к не разрешаемым конфликтам как в детско-родительских, так и в супружеских отношениях.

В итоге получается, что все члены семьи существуют в разных плоскостях. Родители проецируют взрослые проблемы на отношения со своими детьми, и обращаются за помощью, когда проблема уже достигла своего пика.

Многочисленные исследования показывают, что большинство родителей, обратившихся за помощью по поводу трудностей в воспитании детей, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. И запоминая способы взаимодействия, они неосознанно воспроизводят их в своих семьях. Не замечая своих ошибок, родители винят во многом детей.

Но если проанализировать исследования семейных психотерапевтов, например, таких как, В. Сатир, Э. Артиллерийскими, Ю. Гиппенрейтор, окажется, что проблемные, трудные, непослушные дети, так же, как и дети с комплексами, - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.

Следовательно, многие трудности ребёнка должны разрешаться через призму семейных отношений: изменяя семейную ситуацию, корректируя прежде всего отношение к ребёнку, таким образом разрешая его проблему.

В связи с этим была разработана данная программа, способствующая нахождению более эффективных путей, помогающих детям и родителям преодолеть возникающие трудности в их отношениях.

 

Направление деятельности: гармонизация детско-родительских отношений:

- осуществление социальной, социально — педагогической и психологической коррекции с целью уменьшения силы негативного влияния на микроклимат в семье;

- стимулирование положительных изменений в семье;

- повышение уровня социальной защищенности детей, нейтрализацию влияния негативных факторов на личность ребенка и процесс его развития;

- создание условий для компенсации недостаточного участия семьи в обеспечении жизнедеятельности детей.

 

Новизна программы заключается в привлечение к реализации программы учреждений системы профилактики: органов образования, здравоохранения, внутренних дел, культуры, спорта и т.д. занимающихся коррекционной работой с детьми и подростками.

 

Актуальность данной программы заключается в том, что в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения родителей от решения вопроса обучения и воспитания ребенка. Другой негативной тенденцией является то, что многие родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание интуитивно. А это не всегда приносит позитивные результаты.

Установление доброжелательных отношений между родителями и детьми, создание атмосферы взаимной поддержки и общности интересов способствует данная программа, которая позволяет скоординировать усилия социального педагога, психолога, специалиста по социальной работе.


Целью программы является вовлечение членов семьи в продуктивную совместную работу по преодолению трудной жизненной ситуации и создание благоприятной среды, для повышения родительской компетентности и коррекция детско-родительских отношений.

Под коррекцией проблем детско-родительских отношений подразумевается совокупность психолого-педагогических воздействий, направленных на ослабление, снижение остроты конфликта между родителями и детьми или его разрешение и одновременно развитие воспитательного потенциала родителей.

Таким образом, в цель коррекционной программы закладывается как разрешение реальной проблемы, так и работа на перспективу. Организация комплексной реабилитации и психолого-педагогического сопровождения детей и подростков, их семей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении.


 

Задачи комплексной программы:

1. Обеспечить психолого-педагогическую просветительскую работу с родителями и детьми.

2. Формировать навыки социально-поддерживающего поведения в семье.

3. Организовать психолого - педагогическую коррекцию детско - родительских отношений.

4. Способствовать сохранению семейных связей, оздоровлению межличностных внутрисемейных отношений.

5. Формировать непримиримую позицию к проявлениям жестокости и насилия в семье.

6. Обучать навыкам конструктивного взаимодействия в ближайшей социальной среде и навыкам выхода из кризисных состояний.

 

Отличительная особенность: программа реализуется с учетом особенностей семьи (полная, неполная, многодетная, опекунская, семья с ребенком-инвалидом и т.д.), предусматривает соблюдение требований законодательства РФ, реализуется с помощью системного подхода в работе с семьей.

 

Срок реализации: программа рассчитана на12 месяцев.

 

Целевая группа: несовершеннолетние группы риска и несовершеннолетние нуждающиеся в психологической и педагогической помощи и поддержке,

семьи, попавшие в трудную жизненную ситуацию, в социально опасное положение, имеющие в своем составе детей - инвалидов.

 

Форма работы: - сопровождение семей;

- патронаж семей;

- работа с детьми-инвалидами;

- предоставление социальных услуг по обращению;

- мероприятия согласно годовому плану.

 

Методы работы.

 

Организационные: планирование, координирование, информирование.

Диагностические: анкетирование, тестирование, наблюдение, сбор информации, изучение ситуации в семье.

Практические: индивидуальные и групповые занятия, информирование родителей, показ презентаций, социальных роликов, видео-слайдов, использование техник арт-терапии, мастер-классы и беседы.

Аналитические: наблюдение, тестирование, экспресс-анкетирование, анализ, обобщение.

 

 

 

Ожидаемые результаты

 

В результате реализации программы ожидается:

- стабилизация позитивного психологического климата в семье;

- снижение уровня конфликтности в детско-родительских отношениях;

- поддержание семейного благополучия, обеспечения развития положительных тенденций во внутрисемейных отношениях;

- улучшение внутрисемейных отношений в целом;

- умение конструктивно разрешать возникающие трудные ситуации в общении; - укрепление уверенности родителей детей-инвалидов в собственных воспитательных возможностях;

- улучшение понимания родителями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его развития;

- формирование общей культуры, нравственных, морально-психологических качеств родителей;

- формирование культуры общения родителей с детьми;

- появление интереса у детей к учебно-воспитательному процессу школы.

 

Прогнозируемые риски.

1. Недостаточная мотивационная готовность родителей и детей к участию в программе.

2. Недостаточная заинтересованность родителей в вопросах воспитания собственных детей, отсутствие мотивации к изменению семейного уклада, стиля взаимоотношений, образа жизни (при наличии семейного неблагополучия).

3. Многообразие факторов, влияющих на формирование личности (семейное неблагополучие, наследственность, образ жизни).

Нормативно – правое обеспечение программы.

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». При­нят Государственной Думой 03.07.98. Одобрен Советом Федерации 09.07.1998г.

«Об утверждении рекомендаций по организации работы специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации». Постановление Минтруда и СР РФ от 30 января 1997 г. № 3.

Закон Российской Федерации № 273-фз от 29.12.12 «Об образовании».

Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред.№ 5093-6 от 10.10.2014).

«Конвенция о правах ребёнка» (резолюция 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.10. 1989г.).

«Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 № 223 – ФЗ (ред. от 30.10.2017г.).

«Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 21.05. 1999 №120- ФЗ (ред. от 02.04. 2014г).

 

Составители:

Герасименко Наталья Николаевна

социальный педагог,

Максименко Ольга Николаевна

психолог

Рудая Светлана Алексеевна

специалист по социальной работе

 

 

Презентации согласно календарно-тематического плана:

 

ЯНВАРЬ:

"Вредные привычки подростков и их профилактика"

ФЕВРАЛЬ:

"Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних"

АПРЕЛЬ:

"Несовершеннолетним о правах и обязанностях"

МАЙ:

"Если трудно-позвони"

ИЮНЬ:

"Мы за здоровый образ жизни"

ИЮЛЬ:

"Буллинг: причины, последствия, помощь"

АВГУСТ:

"Права и обязанности родителей"

СЕНТЯБРЬ:

"Профилактика суицида среди детей и подростков"

ОКТЯБРЬ:

"Профилактика и предупреждение жестокого обращения с несовершеннолетними в семье"