Психологическая готовность ребенка к школе

Уже скоро начало нового учебного года. Для родителей первоклассников – еще и самое волнительное время.    Некоторые думают, что если научить ребенка читать и писать, то он уже полностью готов к обучению. На психологическую и эмоциональную готовность  первоклассника к школе редко обращают внимание. Такие дети не мотивированы на получение знаний, им тяжело адаптироваться к новому коллективу, принять свою социальную роль школьника и отвечать всем требованиям педагога.

В нашей рубрике «Психологическая готовность ребенка к школе»  мы остановимся подробно на каждом критерии.  Родители  смогут что-то скорректировать и помочь своему первокласснику спокойно и радостно войти в новый для себя школьный мир!

 

Одним из основных компонентов  готовности к школе является мотивационная готовность. Другими словами у ребенка должно быть желание идти в первый класс, вызванное учебными мотивами, а не внешними атрибутами (красивая форма, новые портфель,  тетради, учебники, карандаши).  

Родителям, старшим братьям и сестрам, бабушкам и дедушкам  необходимо рассказывать ребенку о своих школьных годах, вспоминая  поучительные и смешные случаи. Вместе читать книги и разучивать стихи  о школе.  Полезны  игры «Собери портфель»,  «Что лишнее?», « Разложи все по порядку» и сюжетно – ролевая игра «Школа».  Это поможет развить у ребенка интерес к новым знаниям, приучить к самостоятельности, дисциплине, аккуратности.

Родным первоклассника необходимо избегать критики, сравнения с другими детьми, нельзя использовать задания, превышающие интеллектуальные возможности ребенка.

Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из положительных представлений о школе, учебной деятельности, учителю  и самому себе.

 

Сегодня мы остановимся на волевой готовности к школе. Волевая готовность – это способность ребенка делать не только то, что «хочется», но и то, что «надо»,  не бояться трудностей, а преодолевать их.

Сформировать эти качества можно через игру! Игры учат спокойно ожидать своего хода, своей очереди, с достоинством проигрывать.  Это дает ребенку возможность управлять своим поведением, эмоциями.  Важно приучать ребенка к режиму дня и смене деятельности. Можно вырезать полоску из ватмана и кружочки из цветной бумаги.  Прикрепить полоску  на видное место и объяснить ребенку: сделал дело – приклей кружочек. Дошел до конца – получи поощрительный  приз.

Многие дети, придя в школу,  не могут выполнить  задание  учителя от начала до конца, им не хватает усидчивости, внимания. Очень полезно предлагать ребенку задания «Корректурные пробы». В них надо зачеркнуть  определенный значок за определенное время. Затем вместе проверить работу, посчитав пропущенные или неправильно зачеркнутые значки. Такие задания приучают работать сосредоточенно, внимательно, учиться проверять себя, находить допущенные ошибки.

 Ребенок должен знать: учеба – не только радость, но и упорный труд. Без старательности, усидчивости, аккуратности и прилежания успеха не добьешься!

 

Интеллектуальная готовность третий компонент психологической готовности ребенка к школе.  Интеллектуальную готовность целесообразно прослеживать в следующих направлениях: общих представлениях  ребенка о внешнем мире, развитии мелкой моторики и зрительно – двигательной координации, уровне  развития познавательной деятельности (внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения и речи). При поступлении в школу важен уровень разговорной речи ребенка, сбалансированный словарный запас и способность рассказывать что-то на доступные темы, о себе, своей семье, окружающем мире.  Также ребенок должен иметь высокую обучаемость, проявлять любознательность и наблюдательность, сам искать ответы на свои бесконечные «почему», задача родителей поощрять эти качества, не подавлять его исследовательский интерес.

Интеллектуальная неготовность приводит к не успешности в обучении, ребенок не понимает педагога, не может выполнить его требования, это может повлечь за собой неприязнь  ребенка к отдельным предметам и нежелание ходить в школу.